Минэкономразвития представило вице-премьеру России Вячеславу Володину предложения по изменению авторского права в эпоху интернета. Главная его идея — по умолчанию все правообладатели согласны на бесплатное использование фильмов и музыки в Сети в личных целях. Те, кто не согласен, должны сообщить об этом через специальные цифровые метки, встраиваемые в аудио- и видеофайлы.
В феврале правительственный совет по развитию кинематографии поручил четырем министерствам — Минэкономразвития, Минкомсвязи, МВД и Министерству культуры — подготовить предложения по обеспечению авторского права в интернете. Результатом этой работы стало сентябрьское письмо замминистра экономического развития Станислава Воскресенского зампреду Вячеславу Володину. Автору письма тесно в рамках одной только России. В этом документе Воскресенский напоминает о трансграничном характере интернета и предлагает сформулировать единые международные правила для авторских прав в Сети. И сделать их частью Бернской конвенции или других базовых межнациональных соглашений об интеллектуальной собственности.
Авторское право надо менять, считают авторы предложений, поскольку интернет изменил экономику интеллектуальной собственности. В дополнение к традиционным отношениям «правообладатель–пользователь» в Сети появились «информационные посредники» — операторы связи, интернет-порталы и т.п., обеспечивающие доставку контента от правообладателя пользователю и от одного пользователя другому. Если раньше пользователь «пассивно потреблял» музыку и фильмы, созданные на профессиональном дорогостоящем оборудовании, то сейчас он может сам копировать контент и размещать в Сети материалы, на которые не имеет прав. Вместе с тем Сеть дала правообладателям возможность зарабатывать не только на продаже контента, но иными способами, например, за счет рекламы на сайтах.
В некоторых странах граждан преследуют за использование в личных целях пиратского контента, который разместили в Сети другие люди. Так, в России о «незаконном использовании объектов авторского права» говорится в ст. 146 УК. Воскресенский считает такой подход «чрезмерно жестким». Рядовому пользователю интернета сложно проверить происхождение размещенных в Сети материалов и разобраться, имеет ли он право использовать их в личных целях.
Минэкономразвития предлагает принцип «все, что не запрещено, разрешено». По умолчанию — считать, что все правообладатели согласны на использование их материалов в личных целях. А те, кто не согласен, должны уведомить об этом пользователей. Вопрос в том, как это сделать. Минкомсвязи России уже разрабатывает концепцию единой платформы цифрового контента. Замысел такой: все композиторы, кинопродюсеры и другие обладатели авторских прав будут представлять файлы с музыкой или видео на некий общегосударственный сервер. Там файл музыки или фильма снабдят специальной цифровой меткой, по которой его использование в интернете можно будет отслеживать. И только после этого материал пойдет в тираж. Предполагается, что метка позволит задавать условия — кто и на каком оборудовании сможет слушать или смотреть защищенные записи и фильмы. А если правообладатель не передал свой контент на государственный сервер — значит, он не хочет защищать свою собственность.
Вот через такие метки представители Минэкономразвития и предлагают регулировать доступ к творениям правообладателей. Ответственность за незаконное размещение контента в интернете Воскресенский предлагает сохранить. Но с двумя оговорками. Во-первых, надо более четко, чем сегодня, разъяснить в законах, что такое «использование в личных целях», за которое ответственности быть не должно. Во-вторых, некоторым участникам рынка — прежде всего электронным библиотекам — нужно дать право свободно оцифровывать контент без разрешения правообладателя. Но только с условием, что бесконтрольного распространения контента через библиотеки не будет. Как отмечается в письме, указанные предложения были направлены в Министерство культуры, Минкомсвязи и МВД, но эти ведомства пока не сформулировали свою позицию.